Узбекистан - давняя мечта, о нем мне рассказала одна знакомая. Года 4 назад, когда я грезил поездкой в Европу, говорила примерно что удивительное значительно ближе чем кажется. Во многом эта позиция и легла в основу "автопрогулки", но рассказ об Узбекистане во мне где то жил и не давал покоя. В итоге в начале 2012 года я решил что не плохо бы сбыться одной из мечт и начитавшись про Узбекистан, разместил анонс-приглашение на сайте, особо не рассчитывая на единомышленников, надеялся лично уговорить хоть кого нибудь. Но небеса явно были на моей стороне и буквально за неделю набралась команда из 6 человек абсолютно добровольно, более того сразу купили билеты на самолет Уфа-Ташкент Узбекских авиалиний (для экономии) и началось томительное время ожидания и заочного изучения Узбекистана. Вечером 1 мая все было готово, мы встретились на вокзале Екатеринбурга впятером, Я, Два Юры, Саша и Маша, Наташа была в Питере и по плану должна была прилететь сразу в Ташкент ночью на 3-е мая. Плацкарт до Уфы оказался крайне не дружественным, не чистым и с плохими соседями, в добавок ко всему ехать пришлось 16 часов, при расстоянии 500км. Утром 2-го мая Уфа нас встретила солнышком и двумя таксистами, заказанными из поезда на вокзал, которые за умеренную плату доставили нас сразу в аэропорт, в маленький международный терминал. Стандартные вопросы таможенников и пограничников на этот раз разбавились дополнительными типа: с какой целью?, какой бюджет?, бывали ли уже там? и как бы недоумевая зачем? Достаточно часто я видел в глазах собеседников это недоумение, когда говорил где намерен провести весенний отпуск, или когда звал с собой. Особенно умилял ответ на приглашение поехать - "мне и тут этого Узбекистана хватает", но я точно знал что оно того стоит, вот вот исполнится давняя мечта, я пройдусь по городам, по которым ходят люди по крайней мере последние 2500 лет...
День 2 02.05.12Можно сказать осмысленный день начался в зоне отлета Уфимского аэропорта после прохождения всех необходимых предвылетных инстанций, шампанское и вино из Duty free за успех мероприятия)
Самолет вылетел без опозданий и взял курс на Ташкент с нами на борту. Пару слов об Узбекских авиалиниях - это несомненно лучшая авиакомпания из тех, на которых я летал: самолет новый, расстояния между рядами достаточное даже для меня, персонал отличный, еда вкусная и много, очень много, реально полноценный обед.
Остающаяся под крылом самолета Башкирия с зеленой травой, скоро увидим пустыню и остатки Аральского моря.
На борту развлекались традиционно, но в рамках приличия!
Все прильнули к окошкам, самолет был полупустой, возможность была у каждого, все ближе под нами Ташкент.
В наше время в Ташкент прилетел всего один самолет, на паспортный контроль из автобуса я пришел одним из первых, очереди если и были то незначительные. Написали декларации, я вписал кроме долларов только сотовый телефон. Никаких намеков на взятки, все быстро и вежливо, сумки никто дополнительно не проверял, деньги не пересчитывали, словом ничего о чем можно прочитать в отчетах о посещении Узбекистана. На территорию аэропорта вход возможен только пассажирам, все огорожено заборчиком, милиция реально следит и даже встречающих не пускают, меры безопасности из-за терактов в Москве. По плану мы должны были ждать Наташу до часу ночи, камеры хранения в аэропорту нет, опять таки безопасность. И сразу нас радушно встречают местные таксисты первой линии - с бейджами, в галстуках, на белых лачетти. На вопросы про камеру хранения ответили что есть на вокзале, отвезти готовы туда за 10$. Я конечно знал что обманывают, но первая линия и 10$ из аэропорта в город - с обманом как то не клеилось. Дабы не таскаться с сумками согласились. Как выяснилось позже в любую точку города можно без проблем уехать за 6тыс. сум, это где то 2$. Я знал об этом до приезда, знал, но не верил, проверил - правда, можно даже дешевле. Местная валюта сум! курс очень плохой, официальный курс в наше время был ~ 1800 сум за 1$. Незаконные валютные операции в республике Узбекистан уголовное преступление, поэтому ехали с жесткими напутствиями менять только в банке иначе тюрьма. Таксист же сразу предложил поменять доллары по 2500 сум за 1$, мы не устояли. Как оказалось снова надул, можно было на черном рынке (который там везде) менять по 2850 сум за 1$. Самая большая купюра 1000 сум, становимся миллионерами. Конечно больше чем 100$ за раз лучше не менять, ибо и тащить не удобно и тратить трудно). Что касается тюрьмы - это не так, в банках не меняет никто, уж больно существенная разница.
Тем временем доехали до вокзала, отпустили таксистов, на вокзал нас не пустили, камера хранения оказалась бесполезна - сумки все еще тяготели нас. Решили, что не плохо бы нам арендовать микроавтобус и кататься на нем до прилета Наташи, далее поехать на Чарвак, где нас ждал отель "Пирамиды". Идем к другим таксистам, искать автобус.
На вопрос об автобусе таксисты теряются, предлагают только отвезти куда угодно. Как то незаметно к нам пристает какая то женщина, торгуется за нас с таксистами, предлагает различную помощь, даже сумки пока отнести к ней домой, а потом забрать когда будет удобно... Нас, пока еще диких, этим конечно не взять - полагаем что будет просить денег, пытаемся отвязаться, понимания не находим. Все же она нас отводит в Кафе, дает телефон аренды машин, торгуется с водителем на узбекском и говорит - ну теперь моя душа спокойна, я вас передаю водителю. Помогла реально, денег предложили, не взяла, не поняла даже за что мы предлагали, совсем забыли мы что можно что то сделать просто так, да и тут наверное тоже трудно объяснить, но там это норма. Особенно если сравнить как мы тут встречаем узбеков, особенно как нам "тут хватает этого Узбекистана" стыдно в общем, очень, по крайней мере должно быть.
С водителем автобуса общими усилиями договорились, за 8 часов катания по городу, встречу в аэропорту и отвоз ночью на Чарвак в отель ~100км. в один конец, на 150$, так среди наших Узбекских добрых знакомых появился Рахим. На фото ниже у меня в руках 100$ в местной валюте.
Началась наша небольшая экскурсия по Ташкенту в ожидании прилета Наташи. Город построен полностью в Советское время после сильного землетрясения в 66-м году силами всех союзных республик, а такой большой 2,2 млн. чел. стал во время эвакуации в начале ВОВ. Собственно советским он и остался по сей день, только ради этого стоит там побывать, мне очень понравился, очень. Ниже гостиница Узбекистан, советская Архитектура.
Посмотреть Коран Османа не удалось, медресе Барак-Хан было закрыто для посетителей по причине окончания рабочего дня, так что просто фотографировались в действующем медресе. Медресе - высшее учебное заведение на востоке, на территории Узбекистана их построено великое множество, каждый правитель строил медресе, да лучше остальных старался. Медресе представляет собой прямоугольное строение с внутренним двором, в который выходят двери келий студентов и классов, каждая келья рассчитана на двух студентов. В настоящее время в медресе в основном изучают духовные науки, почти все медресе заброшены, но невероятно красивы.
Разбирают советскую гостиницу интурист, вроде как по причине не соответствия архитектурной композиции, а мне она нравится. Справа на фото вход в действующее медресе Кукельдаш.
Внутренний двор медресе, студенты ухаживают за садом.
А вот про это место даже жители Ташкента не знают, Рахим точно не знал, но мы нашли его.
Это мечеть, построенная в честь павших русских войнов при взятии Ташкента, во главе с генералом Черняевым. Жаль цветов не возложили, правда стоит она в частном секторе и используется для хранения веников и совков, и горела не раз, но все равно красивая и старая.
Памятник Алишеру Навои... его там очень почитают, в советское время он был представлен как Узбекский поэт. На самом деле был был чиновником в государстве Тимуридов, и оставил огромное творческое наследие. Вроде как сохранял безбрачие и не имел гарема.
Далее заехали на всесоюзно известную Ташкентскую телебашню, которая выдерживает землетрясение до 9 баллов, фото со смотровой площадки.
Ну и конечно ресторан на башне, аналог 7-го неба в Москве, вращается, работает... очень круто! Как будь то снова в 80-х.
Наш микроавтобус.
К часу ночи приехали в Аэропорт, Наташе повезло меньше - вместе с питерским рейсом прилетело еще 3 самолета, ожидание затянулось до 3 ночи. После еще пришлось ехать на Чарвак, уже в полудреме, Рахим еле доехал. Тогда в первый раз обратили внимание что Рахим объехал пост милиции по разбитой дороге, зачем? Об этом мы подробно еще узнаем...
Как то так, почти на рассвете приехали в отель на Чарваке, было весьма прохладно, ужасно хотелось спать, уснули только заселившись. День 3 03.05.12Вот это красота! - первое что приходит в голову смотря в окно номера. Солнце, ветер, облачка, горы, собственно Чарвак с голубой водой, жаль только уровень очень низкий. Оказалось в мае на Чарваке не сезон, начало обычно в июне. Но сам отель пирамиды и природа прекрасны, да что и говорить, фото тоже не передает.
Сам отель открыт в 2003 году - строился еще с советского времени, идеально вписывается в местный ландшафт.
Наш корпус А, тот что справа на фотке выше. Снежные вершины гор и голубая вода...
После завтрака сразу гулять, гулять по берегу.
Интересно, будет водохранилище снова наполняться? очень бы хотелось. Чарвакская ГЭС была построена в 60-е, местность была затоплена, и получилось очень красивое водохранилище. Особенно красив цвет воды, значительно насыщеннее летом.
Долгая прогулка по берегу закончилась канавами и забором, мы дошли до другого отеля, наверное Металлург.
Взобрались вверх и налетели угрожающие грозовые тучи, спаслись в ресторане отеля. Огромный зал с видом на Чарвак, пустой. Алкоголь можно свой, еще из Уфы)
Дождик прошел быстро, быстрее чем закончился обед, снова солнечно, местная живность, бычок)
А вот сторожевой пес у охраны, даже он и тот оказался добрый)
Познакомились с охранниками, спросили про такси, дабы прокатиться по окрестностям в горы на Чимган, через полчаса приехали 2 девятки с водителями - двоюродными братьями. До конца дня каждая машина нам обошлась ~ в 900 р. Загрузившись едем на Чимган в горы, и снова красота, это нужно видеть!
Ехали в поселок Бельдерсай, мимо Чимгана, чтобы прокатиться на большой канатной дороге на высоту 2000м. Но не сложилось, из за погоды и вечера не работало. Расстроились и вернулись в Чимган.
Заброшенный советский санаторий, жалкое зрелище, один корпус вроде еще работает.
Утешением послужила багги, квадроциклы и лошади, цены совершенно не кусаются.
По рекомендации водителей, ужин в местном кафе, VIP кабинка +25% к счету. Начинается дождь и гроза. Деньги можно поменять прямо в магазине, по отличному курсу.
На фото ниже примерно 200$ не считая верхней банкноты.
Кальян в помещениях в Узбекистане запрещен, на столах тоже запрещен, для своих можно, водители были свои.
Дождь зарядил на весь вечер, ничего не оставалось делать, как ехать в отель.
Дождливый вечер коротали в бильярде, лило как из ведра, ночью особенно сильно.
День 4 04.05.12Утро снова солнечное, сухое, теплое, красивое. На завтрак я пришел первый. Сел за стол около окна, стол немного не убран в крошках, остальные столы имели несколько менее выгодное расположение. Диалог с официанткой: Начала она: - Ой, тут не убрано, но ничего страшного (подает меню) - Да конечно (улыбаясь, беру) - А вот некоторые просят поменять скатерть, жалуются. - Ужасные люди, у нас тоже такие есть, но когда они придут, я скажу что это я накрошил. (смеемся)
Подкупает эта милая непосредственность и открытость, и действительно, чем мне могли помешать крошки, тут в России это как то не важно, раз крошки - надо менять и точка!
Звонок водителям-братьям, 2 машины у отеля через полчаса. Едем снова на канатную дорогу и в этот раз успешно, УРА! Подъем и спуск стоит 7 сум ~ 80р. Туристов не мало, в основном местные.
Как же не зря мы сюда снова приехали, красоты то какие, воздух какой то и вовсе невероятный, легкий, удовольствие от дыхания, не знаю как описать.
Дорога длинная - ехали минут 20 до верха.
На верху снег, и поскольку я приехал первый, он полетел в поднимающихся)
Атака на оператора)
А вот и вся команда, на высоте 2000м.
В общем здорово там, даже по фоткам заметно.
Спустились тем же путем. По совету водителей едем в горное кафе "эдельвейс" обедать. Вообще все в Узбекистане лучше делать по совету местных, практически никогда не советуют плохо. И более того, сообщать им о своих планах - найдут знакомых, знакомых знакомых, которые непременно помогут - отпуск получится значительно лучше, нежели все самим разведывать. Социальная сеть отношений в Узбекистане очень крепка, незнакомые люди очень быстро могут между собой договориться о чем угодно, не боясь быть обманутыми. Может конечно показалось, но в любом случае ощущение прекрасное. Можно без опаски доверять людям, оставлять сумки с деньгами в машине, договариваться на слово и не переживать.
Снова добрый сторожевой пес. Их там было 2. Причем когда один спал, а второму дали мяса, второй лаем разбудил первого чтобы тот не остался голодным, даже собаки там другие)
Топчан - красота, особенно на фоне заснеженных вершин.
После обеда поехали в Ташкент, по плану был ночной отъезд на поезде в Бухару. 2-го мая в кассах нас заверили, что с билетами на поезд проблем нет.
На полпути одна из девяток сломалась, ждем ремонт, проводим досуг на реке Чирчик.
Чуть не выронили)
Прямо на шоссе коровы, зачем то им все пикают. Автомобильное движение в Узбекистане отличается от нашего, все постоянно пикают, при обгоне, в пробке, просто так, на опасном повороте. Вообще клаксон заменяет все сигналы, ночью еще добавляется мигание дальним. Если таксист подъезжает - мигнет, поехали - пикнет итд.) Сначала смешно, потом привыкаешь. В Ташкенте пикают меньше чем в остальных городах, но пикают. Автомобили в основном Дэу и Шевроле. Самые распространенные нексия и лачетти. Иномарок мало, и в основном в Ташкенте и очень много с дип.номерами. Ходили слухи что Ташкент город Матизов, это не так, скорее уже лачетти, хотя и матизов много, очень много)
Узбекское ГАИ - заслуживает отдельных строк, не в пример нашим. Во первых их достаточно много, во вторых вежливые и такие же непосредственные. Остановив водителя представляются и, не поверите, - жмут руку. Никакого синдрома господина как у нас или что еще круче в Казахстане, все вежливо, четко. Меня порадовали, может с непривычки конечно. С представителями этой профессии нам еще предстоит пообщаться ближайшей ночью.
Приехали на вокзал, отпустили водителей - по незнанию снова прервали соцсеть и остались одни. Билетов в кассе не оказалось, просто так нет и все, утром может будут, а может и нет, пробуйте. Время подходило к 7, нужно было куда то ехать, но вот куда? В Самарканд! на машине, он в два раза ближе, единственное что пришло в голову, да и в плане он тоже был. Вспомнили Рахима, Рахим примчался через 10 минут и любезно попросил за поездку 200$, это около 300 км. в один конец. Прогнуть не удалось ни на цент, и вот мы в машине, пожалуй единственное не верное решение за весь отпуск, мы выезжаем из Ташкента в Самарканд в ночь на микроавтобусе.
Не, началось то все очень хорошо - мы едем в столицу государства Тимура, самый древний город бывшего Советского союза, Самарканд!
Проехали мимо границы с Казахстаном, поездка проходила весело и шумно с советскими песнями и гимном СССР. Беда подкралась неожиданно, Рахим признался в страшной тайне - в Узбекистане запрещена ночная перевозка пассажиров с 22 до 7, все машины останавливают на постах и заставляют водителя спать до утра - указ местного МВД. Но 200 баксов так сильно хотелось, что он решился на авантюру. Несколько постов мы проехали хорошо, либо Рахим умудрялся договорится на Узбекском, либо мы пригибались. Роковой пост оказался в 50 км. от Самарканда около 2 часов ночи. Милиционеры просто высадили нас в поле, а водителю запретили нас везти. Зато помогли поймать нам попутки. Рахим получил свои деньги за вычетом расходов на попутки, надо было конечно ему еще меньше дать за дезинформацию, но было поздно и хотелось спать. Он дико умолял отдать ему все, а он отдаст в Ташкенте.. интересно зачем? Сели в попутку и Рахима мы больше за весь отпуск не видели. До Самарканда мы ехали на двух машинах, там где я ехал - по русски не говорил никто, кроме Саши, зато играл ласковый май) так и добрались до Самарканда уже глубокой ночью. Город показался неприветливым и темным, нашли гостиницы и уснули.
|