Наступила новая весна и разумеется пора прогуляться и посмотреть на красивую Уральскую природу. На этот раз едем по частично покоренному маршруту - на север Челябинской области. Так сказать усугубим, уже имеющиеся представления, о Южном Урале.
В программе на этот раз имеются рукотворные объекты, горы, пещеры, музеи, исторические интересности и многое другое, но обо всем по порядку.
День 1
Выезжаем мы рано утром в сторону Челябинска и едем по хорошо знакомой дороге через Касли до завтрака, а сразу после завтрака начинаются интересные остановки.
Карабаш
Говорили об этом городе уже не раз, и бывали уже не раз, но никогда еще не рассматривали его подробнее. Конечно Карабаш уже не тот что раньше, многое там позеленело, картины не такие уж ужасные, но кое что мы посмотреть успеем. Остановимся в Карабаше полноценно, посмотрим крест на горе, надпись "спаси и сохрани".
Также есть в Карабаше заброшенное кладбище ГУЛАГа, судя по фоткам в интернете там даже кости валяются. Разумеется остановимся в Ржавой долине и посмотрим последствия медного производства...
Французская горка
Сохранилось в Челябинской области одно примечательное местечко. Небольшая гора, царским правительством в XVIII веке была сдана в эксплуатацию французской частной компании для добычи на ней полезных ископаемых, что и происходило в период с 1878 по 1915 год. Именно в этот период французская компания добывала на горе асбест. До настоящего времени дожили развалины французского здания завода по обогащению асбеста и некоторые инфраструктурные элементы.
Закрытие производства, по одной из версий связано с раскрытием информации о том, что французы кроме асбеста добывают тут еще и золото. Однако год закрытия косвенно говорит о том, что связано сие с политической обстановкой в стране, да и золото, наверняка, коварные французы добывали с самого начала.
Дальнейший наш путь лежит в Златоуст, и никак нельзя не остановится около сопки)
Александровская сопка
Писал, в прошлом анонсе, поэтому тут особо расписывать про сопку не хочу покажу только несколько фоток с нашей прошлой прогулки. Так выглядела сопка в 1910 году, на снимках Прокудина-Горского.
А вот так она выглядела уже нашими глазами в 2012 году.
В гору подниматься достаточно долго, и достаточно трудно, если быстро... но время нас будет поджимать, так что спешим, смотрим и фоткаемся наверху.
Златоуст
Спустившись с сопки практически сразу мы попадаем в город Златоуст, нужно это сделать никак не позднее 14:00, впервые посмотрим город подробнее, едем в самый центр.
Златоуст был основан в 1754 году разумеется с железоделательным заводом и имя свое получил в честь святого Ионна Златоуста. Таким был город в 1909 году.
Незадолго до этой фото в городе была разогнана массовая демонстрация рабочих, в ходе которой погибло от 45 до 69 человек в зависимости от источника. На главной площади Златоуста установлен мемориал данных событий. Златоуст сегодня.
Славится Златоуст на весь мир своим оружием, первая оружейная фабрика (холодное оружие) в Златоусте была построена еще в 1815 году, в 1857 году сталелитейная, где отливались первые в России стальные пушки. Также город знаменит гравюрой по стали и тут были произведены первые ракеты морского базирования. В общем город очень важен для России.
Из уникальностей города можно отметить, что перепад высот в городе более 200 м., по городу ездит самый высокогорный трамвай в России. Весь мир знает Златоуст благодаря холодному оружию и гравюрой по стали.
На протяжении веков златоустовский завод был основным поставщиком холодного и наградного оружия для Русской а затем и Советской армии.
После 1990 года оружейная фабрика в Златоусте прекратила свое существование как государственное предприятие. Сейчас там несколько частных фабрик хранящих традиции изготовления оружия.
Для хранения оружия в Златоусте был построен Арсенал, новое здание в 1825-1833 году. В здании Арсенала располагался музей, ведущи свою историю с 1825 года.
Ниже фото оружейной горки Арсенального музея, сделанное в 1909 году.
А уже в 1915 году музей был фактически ликвидирован, а помещения переданы управленческим службам завода, разумеется из за политической обстановки в стране. При отступлении войск Колчака в 1919 году много имущества завода было вывезено в Сибирь. При возвращении в 1920 году многие экспонаты были утеряны.
Музей вновь открылся в 1925 году в троицком соборе, а после уничтожения собора в 1933 году музей располагается в доме начальника горного округа. Ныне это краеведческий музей, туда то мы и направимся, заодно посмотрим сохранившееся здание Арсенала. Очень хотелось бы успеть на экскурсии и услышать все подробности про Златоуст.
Сатка
После окончания экскурсий ехать не далеко - в Сатку. Также весьма знаменитое место. Издавна здешние места были прибежищем старообрядцев. Также тут открывались железоделательные заводы, которые в XIX веке переходили то в собственность казны, то предпринимателям, из-за чего полыхали бунты рабочих. В итоге Сатка стала оплотом Пугачевского восстания. Тут Мильхенсон разбил отряды Пугачева и тут был ранен Салават Юлаев. Лаборант Саткинского завода открыл "синий камень" - магнезит. В общем история более чем богатая у Сатки, можно об этом послушать в Краеведческом музее, который в Сатке присутствует.
Но мы в этот вечер остановимся в Сатке на ночлег, разумеется в крайне интересном и увлекательном месте - Сонькиной лагуне. Весьма необычный туристический центр построен в Сатке местным предпринимателем Юрием Китовым, название центр получил от внучки предпринимателя Софии. Про центр подробнее узнаем в центре) а жить постараемся на острове в Саткинском пруду, под названием "Орлиное дупло". До застройки остров назывался "Козий" потому что туда вывозили пастись коз). Сатка на фото в 1910 году.
А теперь несколько фото туристического центра.
Остров, где мы постараемся остановится во всей красе.
Но на этом остановятся не все, после размещения будет организована дополнительная экскурсия для желающих и не сильно уставших в Урочище пороги. Экскурсия не обязательна, так как там автопрогулка уже была, но в силу необычайной красоты - хочется еще.
Урочище Пороги
Напомню, Пороги - это поселок в Саткинском районе, население поселка на 2010 год - 12 человек, 7 мужчин и 5 женщин, 2 улицы. Смотреть по идее нечего, если бы не ГЭС "Пороги". Это самая старая постоянно действующая ГЭС России, она пущена в 1910 году, то есть в год, когда по этим местам путешествовал Сергей Прокудин-Горский, но в пороги к сожалению не заехал.
Для ГЭС сооружена плотина из бутового камня местного происхождения, от этого вид плотины отлично вписался в местный пейзаж и место весьма красивое. ГЭС была необходима для частного завода ферросплавов. Со временем завод стал цехом государственного предприятия Магнезит, и был ликвидирован как нерентабельный. В 1987 году Пороги был признан памятником, а в настоящее время претендент на включение в список ЮНЕСКО.
День 2
Наше утро начинается снова в Сатке, начинается с завтрака я полагаю. День будет крайне насыщенным и утомительным поэтому всем советую выспаться, выезжаем в 9:00. Нас ждет очень много природы).
Для начала прокатимся по Саткинскому заводу, для перевозки грузов там используется самая настоящая канатная дорога, и углубимся в сторону области. Первая остановка около заброшенных известковых печей, по всей вероятности строились они в Советские годы, и брошены из за нерентабельности. Выше от печей есть известковый карьер, а тут получали негашеную известь. Место не примечательное, просто смотрится интересно, фоткаемся.
После сворачиваем с хорошей дороги и углубляемся в леса, основные события этого дня будут развиваться в лесах около поселка Межевой.
Сворачиваем на Блинновку сразу за кладбищем и останавливаемся посмотреть на инженерные конструкции. Мы увидим тоннель из которого бежит река, река Каменка. Позднее мы поедем по ее бывшему руслу. Тоннель длинной аж 3 километра, можно было бы по нему пройти, однако выходит он в глухом лесу, куда даже не проехать, точнее там заходит в тоннель река. А назначение его для отвода воды из зоны добычи бокситовой шахты Кургазак. Сама шахта недалеко, мы как раз едем к ней, она засыпана, лишь на поверхности остались развалины, не думаю что интересная.
Пещера Кургазак
Еще километров через 5 доедем до интереснейшего объекта - пещера Кургазак. Первая задача будет - найти пещеру, вторая спустится по ледяному склону вниз, ок. 5 метров. Да спуститься то по склону пол беды, а вот подняться. Поэтому оставляем кого нибудь на поверхности с веревкой, думаю таких будет не мало и спускаемся. Температура в пещере постоянная около -5 градусов, длинна ходов около 300м. глубина 16 м. Но есть масса шкурников и узких мест, поэтому весьма интересная и относительно безопасная, чего нельзя сказать о других близлежащих пещерах. О последних подробнее расскажу непосредственно в лесу.
Поскольку пещера не большая - много времени у нас это не займет, продолжаем прогулки по лесу. Тот кто не пошел в пещеру может попить чистейшей воды из родника, он находится недалеко от пещеры в сторону реки.
Далее едем буквально километр до Алексеевского лога, еще называют Сухие водопады, красивейшее место, спускаемся к реке, фоткаемся.
Не еще пару километров и смотровая площадка "Большие притесы", нужно искать дорогу, думаю справимся. Еще есть опасность плохой грунтовой дороги, но не будем терять надежду.
И самый неоднозначный участок дороги будет Алексеевка - Сикияз Тамак. Судя по карте проехать можно, но вот на чем, ответим на месте).
Сикияз Тамак
Располагаемся в поселке, ставим машины, нам нужно на другой берег реки Ай. Я понимаю что холодно, но мы же мужчины. берем девочек на плечи, оголяем ноги и вперед вводу) Судя по отзывам высота бродов не превышает 80 см. Сандали не забываем.
Сикияз Тамак - пещерный комплекс, интереснейший с точки зрения науки. Сикияз Тамак - это редкое явление, которому нет аналогов в мировой практике. Здесь природа создала естественный музей, в котором тесно переплелись ландшафт, растительный и животный мир, следы пребывания древних людей.
В Сикияз-Тамаке обнаружены археологические материалы всех исторических эпох впервые встретились хорошо сохранившиеся изделия из дерева, здесь найдены захоронения пещерного человека, В пещерах найдены бронзовые и серебряные изделия.
Дальше постараемся выехать на асфальтовую дорогу к поселку Лаклы, переплыв автомобильный брод, вроде можно. Либо ехать назад.
Надеюсь у нас останется время и мы подкрепившись поедем в Бакал.
Бакал
Появился городок еще в 1757 году при железнорудном месторождении, все еще там идет добыча. Мы уже были в Бакале как то в 2011 году, но посмотрим его еще разок, если хватит времени.
Сначала поедем в центр города на площадь Юбилейную, там остатки интереснейшего моста, кругового автомобильного моста. на фото как все выглядело в 2011 году. Мост введён в эксплуатацию в 1964 году как автодорожный путепровод со спиральным съездом через железнодорожные пути станции Бакал. Являлся составной частью транспортной системы, соединяющей южную и северную части города, разделённые путевым хозяйством станции. Проект путепровода разрабатывался проектным институтом «Киевгипротранс», проект спирального съезда выполнен проектным институтом «Уралгипроруд». Строительство осуществлено трестом «Башкирдорстрой». Неофициальное название Фи́говый мост. Мост является памятником архитектур и тп, НО! был закрыт для движения 11 декабря 2008 года и демонтирован в течение 6 месяцев. Причина демонтажа не ясна до настоящего времени, так как требовался ремонт 2 опор и замена 1 плиты спирального съезда.
Далее едем на площадь Ленина, смотрим заброшенные ДК, и запустение, рядом находится самый большой Бакальский открытый карьер. Вот как это выглядело в начале века.
Вот как это выглядит сейчас.
Мы же еще посмотрим одну увлекательную достопримечательность - скалу Шихан. На удивление еще в 1910 году Прокудин-Горский ее фотографировал, конечно пейзаж еще не был так изрыт вокруг. Теперь скалу очень трудно найти среди отвалов, но мы постараемся. Скала сейчас является памятником природы и ее нельзя убирать, однако около нее постоянно идет выработка. Также есть данные о том что около скалы захоронение ГУЛАГа, и при строительстве автомобильной дороги оно было найдено. На фото скала Шихан в 1910 году.
Примерно так она должна выглядеть сейчас.
Пожалуй на этом или ранее мы закончим второй день. Впереди Сонькина лагуна, ужин и сон)
День 3
По плану как всегда 3-й день на дорогу домой и отдых, но покажу еще одно место, которое скоро канет в лету, если это уже не произошло. В селе Муратовка километрах в 40, сохранился деревянный храм постройки конца XIX века. Первый раз я хотел туда съездить еще в 2011 но все как то не получется, а теперь мы будем так недалеко.. вдруг)
Как всегда регистрируемся на поездку на форуме, там же обсуждение даты выезда, цен и отклонение от маршрутов.
|